середу, 21 листопада 2012 р.

В КАЗАХСТАНЕ НАЗРЕЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ


Сценарий дальнейшего развития ситуации определяет не Астана, а Москва

Государственная власть в Казахстане уже длительное время находится в серьезном политическом кризисе. Кризис этот распространяется абсолютно на все сферы – социальную, политическую, экономическую. 
В первую очередь, виновен в этом глава государства, который не контролирует ситуацию в стране, власть раздроблена и безлика, хотя перед внутренними и внешними вызовами власть должна быть монолитной. И становится совершенно понятно, что без государственного переворота страна зайдет в тупик (она уже сейчас в коллапсе), выхода из которого, возможно, нет вообще. А страну нужно спасать.

Президент, благодаря своему нынешнему окружению, в глазах народа выглядит недееспособным. Не физически – речь идет об отсутствии политической воли и политической потенции. И страна нуждается в государственном перевороте – но речь не идет о насильственном свержении легитимной власти. Переворот в первую очередь должен произойти в головах казахстанцев. И, следовательно – в системе государственной власти.
Речь идет о перевороте в системе государственной власти – многие персоналии из старой колоды президента уже давно отработали свое; их деятельность не только бесполезна, но и вредна для государства. Поэтому на их место должны прийти другие люди, которым небезразлично будущее своей страны, и которые смогут остановить остановить российскую экспансию.
Я всегда считал и продолжаю считать, что любая система государственного управления нуждается в постоянном обновлении. Не вызывает никаких сомнений, что старая гвардия президента и ее ставленники в новых условиях выживания и дальнейшего развития государства являются бессильными. Это создает впечатление общей импотенции власти в Казахстане.
Старые персоналии и их ставленники не соответствуют вызовам данного момента. Стратегически важные, ключевые посты в стране занимают люди безынициативные, зажравшиеся и просто уставшие. Их молодые протеже отличаются только лишь своей посредственностью, и лютой жадностью к материальным богатствам. На их место должны прийти люди, которые не на словах, а на деле могут изменить ситуацию к лучшему. Люди с опытом, проявившие свою лояльность системе, но по тем или иным причинам оставшиеся вне системы государственной власти, либо используются, вопреки своему потенциалу, совсем не на тех постах. И эти люди должны в критический для страны момент выйти на первые роли в катящемся под гору государстве.
А теперь, собственно, мои предложения по государственному, вернее, государственническому, перевороту – по головам. Одну из самых важных структур – Совет безопасности - возглавляет псевдоидеолог Назарбаева Марат Тажин, который, как гласит легенда, как-то отметил, что глава государства «находится у него в интеллектуальном плену». Необходимо признать, что сегодня страна находится во власти общественного террора, за которым стоят зарубежные спецслужбы (в частности, ФСБ), государственная система дает систематические сбои, но Совбез в это время занимается чем угодно, но только не своими прямыми обязанностями – например, заслушивает отчеты акимов. Тажин, по сути своей, занимает антигосударственную позицию, допустив дискредтацию силовиков, игнорируя войну между ними. Ранее же он занимался высасыванием идей, плагиатом, присваивая себе разработки более молодых и талантливых политиков и чиновников. Пока не был разоблачен Аслан Мусин, он контролировал и держал Тажина на коротком поводу, «сломав ему хребет» в период расцвета своей мощи, сделав его проводником пророссийских идей. В настоящее время Совбез – это псевдоструктура с большими полномочиями, но нулевой эффективностью. Я убежден, что в такой ситуации на место секретаря Совбеза должен прийти Ерлан Карин, завоевавший в последнее время серьезный политический авторитет, зарекомендовавший себя как специалист в области внешней и внутренней безопасности. Именно этот талантливый молодой политик сможет сделать роль Совбеза более весомой. Мне кажется, что Карин будет самоотверженно защищать суверенные интересы страны. Особенно важно правильное позиционирование РК в ШОС и ОДКБ. Карин справится с этой задачей и поддержит нужные для Казахстана интеграционные проекты, выстроив новый вектор отношений с блоком НАТО, особенно с Турцией, США и Великобританией.
Не все в порядке и в Администрации президента. Карим Масимов, благодаря руке Москвы превратившийся за несколько лет в одного из самых влиятельных политиков в стране, должен покинуть свой пост. Ибо амбиции руководителя АП являются разрушающим фактором. Такие, как Масимов превращают суверенное государство в театр игры крупных фигурантов – а это прямая дорога к потере суверенитета. Учитывая тот факт, что Масимов – политик насквозь пророссийский, можно сделать вывод, что он один из самых серьезных дестабилизирующих факторов в Казахстане.Возглавить АП, по моему мнению, должен нынешний аким Павлодарской области Ерлан Арын, имеющий серьезный идеологический потенциал, огромный опыт управленческой работы. Арын – мастер компромиссов, блестящий стратег, прекрасно исполняющий свои функции в области с большим процентом русскоязычного населения, граничащей с тремя российскими регионами. Роль же Масимова должна быть больше тактической – он должен заменить Назарбаева в наднациональной структуре (типа Евразийского союза), потому что Лидер нации, сидящий в Москве, будет прочно ассоциироваться с находящимися в изгнании у себя на Родине Аскаром Акаевым и Курманбеком Бакиевым. Стареющий глава прайда – в цирковой труппе.
Другой политический тяжеловес (или бывший тяжеловес?..), набивший всем оскомину – Аслан Мусин – будет полезен на посту посла в Узбекистане. Его агрессивная политика, помноженная на пророссийскую позицию, поможет раскачать разве что конфликт Казахстана с Узбекистаном (вплоть до военных действий). Это, как ни странно, нужно сейчас нашей стране – ибо, может быть хотя бы так разобщенный народ объединится перед лицом общего врага… А единение сегодня гораздо важнее пресловутого мира и оказавшейся мифом и профанацией многовекторной внешней политики.
АП вообще нужно перетряхнуть досконально, избавившись от мусора и балласта. Необходимо безжалостно отправить в отставку бесполезных и полностью управляемых замов руководителя АП Баглана Майлыбаева и Бауыржана Байбека. Эффективно, а главное легко заменить их могут Берик Абдыгалиев и Айдос Сарым, которые являются настоящими патриотами и государственниками. Вместо слащавого болашаковца Байбека, который лоббирует только корпоративные интересы болашаковцев, должен прийти Абдыгалиев – один из самых эффективных управленцев с государственным мышлением в стране, познавший региональный ракурс и пыль отдаленных и заброшенных районов, незаслуженно прозябающий во втором эшелоне власти. А заточенный нацпат и небесталанный бессребреник Сарым вообще возглавлял один из первых департаментов внутренней политики - в Атырауской области. И Майлыбаев, как главный идеолог, ему в подметки не годится.
Отдельного разговора заслуживает такая показательная фигура как Бахыт Султанов, еще один заместитель руководителя АП. Султанов вообще – мина замедленного действия. Внедренный Мусиным, Султанов является абсолютно безынициативным, но четким и беспринципным исполнителем его злой воли. Зато абсолютно дутый и пустой как ответственный за экономическую политику. Я совершенно убежден, что вышеперечисленные байбеки, султановы и майлыбаевы не принесут никакой пользы ни государству, ни личному авторитету президента, более того, они представляют реальную угрозу для государственного суверенитета. Этот факт особенно важен, учитывая, что перед суверенитетом стоят как внутренние, так и внешние экономические угрозы. То, что Карим Масимов не лишает этих людей должностей, только подтверждает силу российского лобби в системе казахстанской власти, преемственности курса Мусина и их роли в дальнейшей российской экспансии в Казахстане. По моему глубочайшему убеждению, на месте Султанова реальную пользу может принести умница Ораз Жандосов, который давно проявил себя не только как толковый экономист, но и как весомый публичный деятель.
Не стоит забывать и о националистически настроенных силах. Национал-патриотическому сектору, точнее, его конструктивной части, нужно дать шанс выступать в защиту национальных интересов. Необходимо дать возможность проявить себяодному из их лидеров – Мухтару Тайжану, здравомыслящему и благоразумному человеку. Обкатав Тайжана на одном из министерских постов, впоследствии можно получить готового вице-премьера – честного, порядочного, патриотичного и, можно надеяться, эффективного.
Конечно, сдерживающим фактором для людей из власти при привлечении Сарыма, Жандосова и Тайжана, могут быть некоторые эпизоды их политического прошлого. Однако, бояться и перестраховываться уже не нужно. Тем более, в арсенале государства есть ряд карательных мер, которые были успешно использованы для нейтрализации куда более «опасных» людей. Хотяименно эти люди для государства никакой угрозы не представляют.
Непонятно чем занимается на посту главы Нацбанка Григорий Марченко, против которого настроено подавляющее большинство рядовых казахстанцев. Именно он допустил коллапс банковской системы; на грани краха система пенсионная. Для исправления своих преступных ошибок Марченко предлагает еще больше повысить пенсионный возраст. Создается впечатление, что Марченко упивается своей вседозволенностью и безнаказанностью. Место давно дискредитировавшего себя и власть банкира может занять Умит Шаяхметова. Именно она предложила в свое время обанкротить БТА и Альянс Банк, заявив: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Говорить правду и смотреть в глаза обстоятельствам господин Марченко разучился, но скорее всего, никогда не умел. Превратив архиважный, судьбоносный для страны пост в собственное теплое местечко, он изнутри подрывает макроэкономическую стабильность в стране. А это в сложившейся ситуации недопустимо.
Досадно, что перспективных и одновременно опытных и эффективных политиков очень мало. Но они есть, и многие даже сейчас находятся во власти – но, к сожалению, не на своих местах. К примеру, для того, чтобы погасить тлеющие очаги конфликта на западе страны, достаточно поставить во главе региона уроженца тех мест, такого, например, как Едиль Джанбуршин, нынешний аким города Актау. Являясь патриотом, человеком порядочным и набожным, он сможет урегулировать ситуацию в Мангыстауской области, заняв место априори чужака Мухамеджанова. Подобные же прецеденты нужны в Актюбинской и Атырауской областях. Уроженцы этих мест поднимут на местах авторитет власти и не дадут развиваться сепаратизму.
Другими словами, издыхающую государственную систему сможет спасти только лишь целая когорта государственников. В следующем посту я постараюсь представить тех, кто достойно сможет работать во главе силовых структур, глав областей и на других важных государственных постах. В частности, необходимо поменять председателей всех более или менее значимых политических партий – начиная с «Нур Отана» и заканчивая «Ак жолом»! Нынешние безынициативные и откровенно марионеточные лидеры бесполезны, а точнее вредны для государства на данном историческом этапе.
Кенесары Касымов 

Немає коментарів:

Дописати коментар