При обозначении приоритетов внешней политики Азербайджана нужно исходить из уникального сочетания геополитических факторов, определяющих характер развития региона и требующих повышенного внимания к развитию всесторонних отношений с соседними странами - Россией, Турцией, Ираном и Грузией.
Большую часть интеллектуальных и физических усилий
внешнеполитического ведомства Азербайджана занимают поиски путей урегулирования
армяно-азербайджанского конфликта. Этот конфликт наглядно продемонстрировал, к
каким разрушительным последствиям приводят слабость дипломатических усилий и
непоследовательность решений международных организации.
Азербайджан в своем развитии ориентируется на непреходящие
ценности мировой цивилизации – демократию, свободу личности и верховенство
закона. Отсюда исходит и концепция внешней политики, направленной на построение
равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами и обеспечение
активного участия Азербайджана в многосторонней дипломатии. Главные
характеристики этой политики – открытость, или, как сейчас часто говорят,
«транспарентность», стремление к добрососедству и партнерству, отказ от стереотипов
прошлого.
За последние годы «замороженные конфликты» на пространстве СНГ, в том числе проблема Нагорного Карабаха, стали одной из ключевых тем как в отношениях между Россией и ее партнерами по СНГ, так и в контактах бывших советских республик с Западом.
За последние годы «замороженные конфликты» на пространстве СНГ, в том числе проблема Нагорного Карабаха, стали одной из ключевых тем как в отношениях между Россией и ее партнерами по СНГ, так и в контактах бывших советских республик с Западом.
Одним из важнейших приоритетов для азербайджанской
дипломатии является российское направление.
Дипломатические отношения между Российской Федерацией и
Азербайджанской Республикой были установлены 4 апреля 1992 года, а 3 июля 1997
года состоялось подписание двустороннего Договора о дружбе, сотрудничестве и
взаимной безопасности. В 1990-е годы отношения между двумя странами
складывались достаточно сложно: без вражды и ненависти, но со взаимной
подозрительностью, претензиями и упреками, вызванными как объективными
причинами, так и субъективными факторами.Высокий политический уровень
российско-азербайджанских отношений способствует развитию сотрудничества во
всех областях. Показательны в этом отношении торгово-экономические святи.
В последние годы развивается межрегиональное сотрудничество,
являющееся важным элементом углубления интеграционных процессов между Россией и
Азербайджаном.
Как правило, приоритеты в двусторонних отношениях определить
легко, но между Азербайджаном и Россией настолько широкий спектр
сотрудничества, что выделить что-то конкретное очень трудно. Наверное, очень
немногие страны имеют столь многосторонние политические, экономические,
гуманитарные, культурные и научные связи.
Сегодня Азербайджан и Россия имеют одни из самых быстроразвивающихся экономик мира.
Сегодня Азербайджан и Россия имеют одни из самых быстроразвивающихся экономик мира.
Посреднические усилия российской дипломатии являются важным
элементом поступательного развития переговорного процесса между Баку и
Ереваном. На повестке дня выполнение четырех известных резолюций СБ ООН,
решений ОБСЕ, СЕ и других международных организаций, которые должны привести к
освобождению оккупированных территорий, возвращению беженцев в родные дома и
определению высокого статуса автономии Нагорного Карабаха в составе
Азербайджанской Республики.
Невозможно забыть события начала 1990-х годов, когда между Россией и Азербайджаном начали рваться многоуровневые связи, налаженные веками сотрудничества. К счастью, сейчас ситуация иная, и двустороннее азербайджано-российское сотрудничество развивается позитивно и последовательно во всех областях. Чем же ценен Азербайджан для России?
Азербайджан для России – это транспортные, энергетические и коммуникационные связи с Югом и Востоком. Это поддержка российских интересов в мусульманском мире, ведь Азербайджан – один из признанных лидеров в Организации Исламская конференция. Азербайджан также ценен для России трудовыми ресурсами.
Невозможно забыть события начала 1990-х годов, когда между Россией и Азербайджаном начали рваться многоуровневые связи, налаженные веками сотрудничества. К счастью, сейчас ситуация иная, и двустороннее азербайджано-российское сотрудничество развивается позитивно и последовательно во всех областях. Чем же ценен Азербайджан для России?
Азербайджан для России – это транспортные, энергетические и коммуникационные связи с Югом и Востоком. Это поддержка российских интересов в мусульманском мире, ведь Азербайджан – один из признанных лидеров в Организации Исламская конференция. Азербайджан также ценен для России трудовыми ресурсами.
Мы рассматриваем друг друга как дружеские страны, как
страны, которые называют друг друга стратегическими партнерами.
Безусловно, как Россия, так и Азербайджан во главу угла ставят собственные национальные интересы, проводят внутреннюю и внешнюю политику, отвечающую этим целям.
Безусловно, как Россия, так и Азербайджан во главу угла ставят собственные национальные интересы, проводят внутреннюю и внешнюю политику, отвечающую этим целям.
Именно на это нацелена и программа «Восточное партнерство»,
в которую вошли шесть республик постсоветского пространства. Подписание
соглашения о «Восточном партнерстве» - лишь формализация двусторонних
взаимоотношений Азербайджана и Евросоюза. Хотя при этом мы всегда подчеркиваем,
что помимо «Восточного партнерства» Азербайджан будет продолжать наращивать
свои взаимоотношения с государствами не входящими в это объединение.
Геополитическая ситуация вокруг Кавказа сегодня остается
сложной. Такие вопросы, как энергетическая безопасность и контроль над
маршрутами поставок энергии, конечно, играют значительную роль в
геополитической динамике.
Азербайджан, как и любая другая страна, должен изучить любые варианты для стратегического партнерства, которые входят в интересы страны. Существуют также краткосрочные и долгосрочные приоритеты во внешней политике.
Азербайджан, как и любая другая страна, должен изучить любые варианты для стратегического партнерства, которые входят в интересы страны. Существуют также краткосрочные и долгосрочные приоритеты во внешней политике.
Необходимо помнить и другое - свой окончательный выбор на
внешнеполитической арене Баку сделает только после решения проблемы
территориальной целостности Азербайджана.
В условиях, когда два состоявшихся государства, имеющих свои
национальные интересы, выстраивают отношения друг с другом, очень важен учет
позиций и интересов друг друга. Это утверждение как нельзя лучше подходит к
современным российско-азербайджанским отношениям.
Понятно и то, что Россия не может быть вечно «кормящей матерью» для Армении. Баку в свою очередь не может безответственно подходить к вопросу о вступлении в евроатлантические структуры и военному сотрудничеству с США. Приверженность к сохранению региональной безопасности и стабильности неоднократно подтверждалась руководством нашей страны.
Понятно и то, что Россия не может быть вечно «кормящей матерью» для Армении. Баку в свою очередь не может безответственно подходить к вопросу о вступлении в евроатлантические структуры и военному сотрудничеству с США. Приверженность к сохранению региональной безопасности и стабильности неоднократно подтверждалась руководством нашей страны.
Азербайджан имеет достаточно тесные политические и
экономические связи с Турцией.
Если Турцию устраивает территориальные претензии Армении к
своей собственной территории и если она согласна с признанием «геноцида» и ей
безразличны многочисленные резолюции, которые Армения проталкивает и лоббирует,
то пусть границы открываются. Но не следует забывать, что Турция закрыла свои
границы с Арменией из-за оккупации азербайджанских земель, вследствие чего
более миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев. Если войска
Армении не покинут оккупированные азербайджанские земли и в этих условиях границы
будут открыты, это противоречит и не соответствует национальным интересам
Азербайджана. Турецкое руководство приняло нашу озабоченность и твердо заявило,
что войска Армении должны быть выведены из оккупированных территорий и только в
этом случае границы могут быть открыты.
Следует отметить, что официальный Баку смог сохранить и развить стабильные доверительные отношения с другим соседом – Ираном. Хотя оттуда в адрес Баку часто раздаются необоснованные упреки и всевозможные требования. Вообще складывается парадоксальная ситуация. Нам предъявляют территориальные претензии, оккупируют территории, диктуют с кем сотрудничать и кого не надо принимать в стране, в какие блоки входить, а какие игнорировать. При этом от нас ждут компромиссов и уступок, а также примерного поведения в международных делах. Но Азербайджан уже не тот, что был в начале 1990-х годов.
Подводя итоги можно сказать, что Азербайджан сегодня не только открыт миру с Запада на Восток и с Севера на Юг, но и успешно лоббирует привлечение в Южно-Кавказский регион различных крупномасштабных экономических проектов. Руководство Азербайджана исходит из того, что в ХХI веке, в условиях идущих процессов мировой глобализации, прагматичная открытая внешняя политика является залогом стабильности и процветания.
Следует отметить, что официальный Баку смог сохранить и развить стабильные доверительные отношения с другим соседом – Ираном. Хотя оттуда в адрес Баку часто раздаются необоснованные упреки и всевозможные требования. Вообще складывается парадоксальная ситуация. Нам предъявляют территориальные претензии, оккупируют территории, диктуют с кем сотрудничать и кого не надо принимать в стране, в какие блоки входить, а какие игнорировать. При этом от нас ждут компромиссов и уступок, а также примерного поведения в международных делах. Но Азербайджан уже не тот, что был в начале 1990-х годов.
Подводя итоги можно сказать, что Азербайджан сегодня не только открыт миру с Запада на Восток и с Севера на Юг, но и успешно лоббирует привлечение в Южно-Кавказский регион различных крупномасштабных экономических проектов. Руководство Азербайджана исходит из того, что в ХХI веке, в условиях идущих процессов мировой глобализации, прагматичная открытая внешняя политика является залогом стабильности и процветания.
Сегодня укрепление
Азербайджанского государства и необратимость роста политического,
экономического и культурного влияния на региональные процессы, говорит о том,
что азербайджанский народ входит в новую фазу своего расцвета, плодами которого
готов поделиться со всеми народами и странами, которые уважают национальные и
геополитические интересы Азербайджана.
Нигяр Гамбарова (активистка организации студентов и
выпускников, обучающихся в Восточной Европе)
Немає коментарів:
Дописати коментар