Недавно комментировал необычный феномен роста рейтинга политической силы Виталия Кличко. Говорил, что ситуация очень напоминает ситуацию Яценюка в мае 2009-го года. Kогда страна узнала, что Арсений Яценюк таки идет в президенты, социологи отмечали уверенный и стабильный рост популярности его политической силы. В итоге он остановился на 12 – 14%. Но спустя полгода Арсений пришел к финалу первого тура президентской гонки, потеряв половину тех, кто ему симпатизировал. «Поработали» его политтехнологи.
В Украине создавать действительно работающую политическую рекламу и эффективно управлять политическими кампаниями, к сожалению, могут очень немногие команды и очень немногие специалисты. Особенно это очевидно в таком виде творчества, как политическая наружная реклама.
Казус Яценюка может случиться и с Виталием Кличко. Вчера, когда он еще не радовал людей своей политической рекламой, а просто мы знали, что есть такой кандидат в парламент, такой новый политик, мы сами ему присваивали те ожидания, которые соответствуют нашему социальному запросу на него. Когда же, наконец, политик предъявляет народу свое рекламное послание – больше никакой загадки нет. И поразительное несоответствие между ожиданиями потенциальных сторонников и тем, что мы видим в политической рекламе, безусловно, приводит к падению рейтинга.
Что же украинцы увидели в политической рекламе «Удара» Кличко? Оказывается, нам сообщили о том, что политика может быть откровенной: «Українська політика може бути відвертою». Глубина мысли поражает. Избиратели терпеливо ждали этого послания? От Виталия Кличко ждали, что он скажет, что у него за политика, в чем она заключается? В чем ее содержание? А то, что она должна быть откровенной – это предложение, которое уже следует, в лучшем случае, после. Когда я не знаю, в чем именно заключается политика Виталия Кличко, но зато она откровенная, это как насмешка или просто забавный прикол.
Бессодержательность – общая болезнь украинской политики. Арсению Яценюку могли бы простить необычную форму его полосатой рекламной кампании. Но не простили. Потому что не было важного для избирателей содержания. А то содержание спасителя фронтовика, которое было, катастрофически несоответствовало политику с внешностью «ботаника». Нет содержания почти у всех политсил в сегодняшней избирательной кампании в Раду. Исключение, пожалуй, составляют только коммунисты. В этом сезоне у них необычно удачная компания в наружке и по телевидению. Бесплатная медицина и образование. Коррупционеров – на нары. Богачам – большие налоги. Именно это хотят слышать их избиратели. И только после этого возникает вопрос: насколько коммунисты откровенны в своих призывах. Многие надеялись – Кличко мог бы тоже быть исключением. Все-таки ситуация явно работала на него. Увы, чудес не случается.
Но давайте предположим, что все-таки сообщение от Кличко – что он с нами откровенен, является для избирателей вполне достаточным. Почему оно так безумно плохо «упаковано»? Сначала про картинку. Извините, человек, стоящий в полоборота спиной, точно не вызывает доверия, потому что он отвернулся от зрителя. Очевидно, это не самый удачный ракурс для Виталия Кличко – кандидата, у которого в принципе приятное, открытое и красивое с женской точки зрения лицо. Чуть лучше картинка на лайт- боксах. Тут он хотя бы к нам лицом. Почему такая форма подачи текста – «может быть»? А может и не быть? Фраза неуверенного человека. Предположение. Не требуются большие рекламные университеты, чтобы развернуть главное действующее лицо к зрителю. Дать очень крупный план. Смотреть в глаза – зеркало души – вот что важно, когда тебе говорят про доверие и пытаются его вызвать. И в утвердительной форме (предполагающей ответственность за сказанное) сообщить: «Моя политика – вiдверта!». А еще лучше – более категорично: «Кличко не бреше!»
Политическая история Украины нас учит только одному – что она нас ничему не учит. Жаль, что история не имеет сослагательного наклонения. Наши политики редко работают над ошибками. Особенно на предвыборном марше. А стоило бы.
Немає коментарів:
Дописати коментар