Казахстан, еще совсем недавно считался одним из тех редких мест на постсоветском пространстве, который избежал военных конфликтов. Но времена меняются. Теперь слова «экстремизм» и «терроризм» входят и в нашу жизнь.
И пусть пока, как утверждают специалисты, у «наших» террористов работа не слажена так, как у их заграничных собратьев, и у них нет единого центра, отработанной структуры, но они все равно есть! Террористы в Казахстане перестали быть героями чужих новостей. Они реальные люди, которые убивают и готовы умереть сами ради каких-то, чуждых нашему обществу, идей. Обозреватели уже приводят целые хроники событий.
И пусть пока, как утверждают специалисты, у «наших» террористов работа не слажена так, как у их заграничных собратьев, и у них нет единого центра, отработанной структуры, но они все равно есть! Террористы в Казахстане перестали быть героями чужих новостей. Они реальные люди, которые убивают и готовы умереть сами ради каких-то, чуждых нашему обществу, идей. Обозреватели уже приводят целые хроники событий.
В наступившем новом 2013 году посмотрим на хронологию годовых событий, начиная с октября 2011 года:
31 октября 2011. Атырау. Двойной теракт. В одном из случаев подрыв совершил смертник.
31 октября 2011. Атырау. Двойной теракт. В одном из случаев подрыв совершил смертник.
12 ноября 2011. Тараз. В результате бойни, которую устроил в центре города 34-летний Максут Кариев, погибло семь человек – пять силовиков и двое гражданских. Еще три человека получили ранения.
Сам террорист-одиночка подорвал себя вместе с одним из полицейских.
3 декабря 2011. В ходе спецоперации по ликвидации террористической группировки в поселке Боралдай погибли два бойца казахстанского спецназа КНБ. Пятеро боевиков, по некоторым данным готовивших теракты в Алматы, уничтожены.
24 марта 2012 года. Алматы. Сотрудниками КНБ по подозрению в подготовке целой серии террористических актов задержаны двое жителей Южной столицы. По сообщениям оперативников, заказчиком готовившихся экстремистских акций является скрывающийся за рубежом опальный олигарх Мухтар Аблязов.
21 июня 2012. Актобе. Штурм частного дома, в котором укрылись убийцы двух полицейских. В результате двое бандитов убиты, один взят живым. Самому старшему из них было 22 года.
11 июля 2012. Алматинская область. Самоподрыв террористической группировки в одном из домов поселка Таусамал. На месте обнаружены восемь трупов, оружие, деньги, униформа сотрудников полиции и религиозная литература. По некоторым сведениям, экстремисты могли готовить покушение на главу государства Нурсултана Назарбаева.
17 августа 2012. Алматы. Уничтожены девять боевиков, которые состояли в одной группировке с экстремистами из Таусамала.
За последние пять лет по статье "терроризм" к уголовной ответственности с формулировками "за создание и организацию террористических структур", "за пропаганду терроризма", "за планирование терактов" привлекли десятки граждан. Только за первое полугодие 2012-го по этим статьям было привлечено свыше пятидесяти человек.
Читая подобные сводки, в голове рождаются вопросы. Почему это происходит? И почему у нас? Кому это выгодно?
Если посмотреть на возраст так называемых доморощенных боевиков, то выясняется, что практически все они едва достигают 25-27 лет, а то и моложе. Почему молодые люди, которые, казалось бы, должны учиться, жениться и просто радоваться жизни вступают на этот смертельно-опасный путь? Что заставляет их убивать своих сограждан в мирное время?
Данные статистики неутешительны: за последние полтора года от рук террористов погибло уже несколько десятков человек. Кто-то может возразить, что число жертв не критично, если сравнивать с другими странами. Израилем или Палестиной, где каждый день, возможно, гибнет и больше. Наверное, они и будут правы. Но что скажет тот же хладнокровный ум, если после очередного взрыва на грязном окровавленном асфальте будет лежать именно его близкий родственник? Останется ли он столь же рассудительным? И при этом с экранов телевизора ему будет сообщаться, что терроризма в полном смысле этого слова в Казахстане нет. Яркий пример – заявление советника президента по политическим вопросам Ертысбаева Е.К. еще в августе о том, что терроризма в Казахстане нет, а есть примеры использования тактики индивидуального терроризма со стороны лиц с судимостью, преступников. Неужели чиновники такого ранга просто недооценивают опасность? Верится с трудом.
Хотя за месяц до этого Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил: «Я как президент и гарант Конституции недоволен работой правоохранительных органов, особенно работой КНБ. Те усилия, которые мы предпринимаем, недостаточно эффективны».
Удивительное происходит дело. Что-то взрывают, люди гибнут. Но специалисты уверяют нас не беспокоиться и не поддаваться панике. Якобы, казахстанский террор – это вовсе и не террор никакой. В других странах террористы будто бы акции разные проводят, государству противостоят, признания добиваются от правительства, чтобы целей своих политических достичь, во всеуслышание о своей ответственности за взрывы не боятся сообщить. А наши вроде как молчат. От излишней скромности что ли? Деликатно взорвут что-нибудь и молча собой гордятся? Так что ли? За что убивают? В чем причина?
Педагоги и психологи утверждают, что проблема в социальных факторах. Эти молодые люди – террористы – так называемое «потерянное поколение». Они родились и выросли в период, когда старые ценности были разрушены, а новых - еще не возникло, что внутренний протест на несправедливость толкнули их на путь агрессии. И в таком случае, в первую очередь необходимо решать социальные проблемы. В этом, пожалуй, никто не усомнится.
Но терроризм в Казахстане уже перешел этап, когда можно было обмануть себя иллюзией, что ничего не происходит. У нас террористы есть! Это надо признать. И теперь уже насущными становятся не только проблемы социальной и экономической стабильности.
Сегодня формируется осознанный вопрос к властям: Что должно предпринять государство в этой ситуации, когда в обществе распространяются слухи, растет тревожность, снижается доверие к правоохранительным органам и государству в целом. Возможно, одной из причин, способствующей нагнетанию обстановки является несвоевременная подача информации населению? То есть, несмотря на физическую нейтрализацию или уничтожение, террористы в отсутствие своевременной подачи официальной информации, продолжают достигать своих целей по дестабилизации ситуации? Думается, эти принципиальные вопросы требуют иного уровня организации работы, как силовых структур, так и СМИ.
Опрос общественного мнения (2048 опрошенных), который провело летом 2012 года Бюро экспресс-мониторинга Demoscope, выявил основные источники информации, которым доверяют казахстанцы: Телевидение набрало 35%, интернет – 24,4%, комбинированные источники – 36,9%, газеты и журналы 3,7%. Данные красноречиво указывают на то, что основным источником информации для населения являются СМИ, а затем и другие источники, в первую очередь, интернет. Проблема состоит еще и в том, что журналисты подчас и сами не владеют информацией о случившихся терактах, так как официальные источники умалчивают о них до определенного времени.
Хотя в мире все происходит куда быстрее. Журналисты получают информацию спустя 10-15 минут после ЧП. Там предусмотрены различные уровни угроз и различные походы к предоставлению информации при них. В случае совершения теракта есть инструкции о том, что должно делать общество, чтобы избежать паники. Своевременная подача информации способна остановить волну слухов, которые растекаются по стране, обрастая ненужными подробностями и пугая людей. Официальная информация, поданная вовремя, способна пресечь панику и страх.
Таким образом, наверное, нужно объединить усилия всех заинтересованных сторон и всех тех, кто обязан оберегать наш покой, чтобы «странный» казахстанский терроризм вообще прекратил свое существование. На законодательном уровне необходимо выработать общее системное понимание антитеррористической деятельности, как целого комплекса, в который входят и информационные, и военные, и специальные, и тактические операции по обезвреживанию преступников, и целый ряд социально-экономических проблем. Теологи, наконец, должны выдать национальную концепцию «умеренного» ислама. И все это должно быть направлено на то, чтобы справиться с «болезнью» общества - терроризмом. Надо только отчетливо понимать, что проблема есть. И сегодня, накануне Нового года, эта проблема одна из приоритетных. Я думаю наш народ, отличающийся мудростью и вековыми традициями, справится и с этой проблемой. Желаю всем мира, крепкого очага, здоровья и успехов в Новом году!
Марат Смагулов, теолог, специально для «Ислам в СНГ»
islamsng.com
Немає коментарів:
Дописати коментар