середа, 22 лютого 2012 р.

Наука, Коран и Женщина

В достаточно короткий промежуток времени в Минске прошли две похожие по содержанию международные гендерные конференции, пользующиеся государственной поддержкой. И, что немаловажно, обе были проведены в партнерстве с посольством Исламской Республики Иран. В декабре 2011 года – «Женщина. Общество. Образование» на базе Женского института «Энвила».А 2 февраля 2012 года – международная научная конференция«Семья и женщина в современном мире: социальные и культурные аспекты» в Национальной Академии Наук. Эти мероприятия собрали весь «свет» беларусского научного сообщества: профессоров, докторов наук, младших научных сотрудников и преподавателей, которые в той или иной мере занимаются «женскими» и гендерными вопросами. Какое же знание транслировали конференции, какие дискурсы, или объясняющие модели, вводились на них?



Логично было бы ожидать от таких мероприятий, что они будут служить площадками для дискуссий и взаимообмена в научном сообществе, создаваемыми для продвижения гендерной теории в различные сферы социальной жизни. Но, к сожалению, то, что было озвучено в большинстве докладов в рамках этих конференций, сложно отнести к гендерно ориентированным подходам. «Официальное» академическое сообщество настойчиво отстаивало классический поло-ролевой подход как основополагающий.

С одной стороны, это может быть связано с особенностями взаимодействия академии и государства, которое делает заказ на продвижение и транслирование именно традиционных ценностей. В таких условиях гендерное знание трансформируется и встраивается в определенно заданные и социально легитимные рамки. С другой стороны, причина может быть в том, что для реализации гендерной политики в стране привлекаются самые разные исследователи, которые, не обладая должной компетенцией, начинают называться «гендерными исследователями». Отсутствие эффективной системы «повышения квалификации» академического сообщества по гендерной проблематике закономерно влияет на качество исследований.

Посещение этих конференций в очередной раз заставило нас задуматься над гендерной политикой в стране и обратиться к критическим размышлениям на ее счет.

«Женские» конференции

В названиях обеих конференций использовалось слово «женщина», хотя их цели и задачи имеют прямые отсылки к гендерной проблематике, не в меньшей степени касающейся и «мужчин».

Происходит это, видимо, потому, что устанавливается прямая ассоциативная связь: гендерная проблематика = проблемы женщин.

Складывается впечатление, что организаторы конференций либо не понимают сути гендерных исследований, либо намеренно ограничивают гендерную проблематику только проблемами женщин.

Этим наши «конференции о женщинах» напоминают «праздник 8 марта». Именно в этот день женщинам принято дарить подарки за всё «хорошее» и вспоминать о их авторитете и значимости – так как весь остальной год об этом говорить не принято.

На открытии конференции «Семья и женщина в современном мире» Александр Коваленя , академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук Беларуси, определил «гендерное равенство» следующим образом: «В современном обществе вырастает авторитет женщины как личности, матери, жены». А в заключение своего выступления он пожелал: «Вместе с тем хотелось бы, чтобы наша конференция не смогла решить одну проблему – проблему тайны женщины, чтобы все последующие поколения продолжали поиски прекрасного женского начала».

Такое одновременное говорение об «авторитете женщины как личности», т. е. о ее профессионально-статусной реализации, и в то же время о ее «вечной тайне», демонстрирует полное отсутствие у академика понимания того, что

женщина должна признаваться полноправной личностью, не сводимой ни к «тайне прекрасного начала», ни к репродуктивным обязанностям.

Академик Отделения гуманитарных наук и искусств НАНРБ явно не подозревает, что дискриминация коренится не только в его высказывании, но и во всей социальной структуре беларусского общества.

Это значит, что все те проблемы, которые обозначаются как «женские», по сути касаются и мужчин. Отождествление «гендерного» с «женским» является тупиковым ходом, так как не способствует изменению системы.

Женщина = семья?

На конференциях много говорилось о том, что женщина должна находиться в рамках семьи, поскольку это ее основная задача – а уж потом работа. Но такая ситуация ведет к вытеснению из семьи мужчины. Сомнительно, что возможно появление конференций «Мужчина и семья в современном мире». А ведь было бы совсем не плохо, если бы на таких конференциях говорилось о том, что мужчина на равных с женщиной может и должен заниматься семьей и детьми и попутно заниматься профессиональной деятельностью. Ведь двухкарьерная семья сегодня – это уже устоявшееся явление.

Некоторые доктора наук, возлагая ответственность за нравственность, мораль, воспроизводство только на женщину, искренне считали, что только благодаря этому женщина и становится счастливой.

Так, Светлана Винокурова , доктор философских наук, профессор, первый проректор Беларусской государственной академии искусств, заявила: «Для сохранения семьи очень важна роль женщины … Женщина может быть спасением для семьи, точно также как и катализатором ее распада. В силу своих функций, связанных с продолжением рода, женщина быстрее социально созревает».

А доктор Тайебе Сафаи , депутат Парламента Исламской Республики Иран от Тегеранского округа, член комиссии по образованию и исследованиям, председатель женской фракции Парламента Исламской Республики Иран, добавила:

«На самом деле борьбу за равенство женщин используют различные скверные политики. И женщина, вроде как, равна мужчине. Но какой ценой? В итоге женщины еще больше страдают.

Искусство воспитания детей, в соответствии с Кораном, присуще только женщине. И ни в коем роде не мешает ей заниматься научной или другой деятельностью».

По мнению же доктора Фатиме Рахбар , депутата Парламента Исламской Республики Иран от Тегеранского округа, члена комиссии по делам культуры, члена женской фракции Парламента Исламской Республики Иран, «одна из особенностей современной эпохи – это навязывание женщинам мужских обязанностей под предлогом равноправия мужчин и женщин. Женщину выманили из безопасной семейной среды и ввели в неспокойную и напряженную пучину экономической и политической деятельности … Участие женщины в деятельности общества не должно мешать ей качественно выполнять обязанности по хранению домашнего очага … Феминизм – это главная угроза диалогу о семье и женщине. На плечи мирового феминизма возлагается ответственность за всё плохое, что случилось с семьей и женщиной».

Исходя из этих цитат, становится очевидно, что независимо от того, кто говорит – беларусские ученые или иранские, женщина ассоциативно увязывается исключительно с семьей. Только иранские ученые опираются на Коран как источник общественных норм, что подменяет собой законодательство и ценности, отстаиваемые в рамках гражданского общества. Значит ли это, что и беларусские исследователи, перенимая опыт иранских коллег, вскоре обратятся к религиозным ценностям как высшим и непререкаемым? В любом случае, понятно, что транслироваться будет установка не на гендерное равенство, а на закрепление традиционных ценностей для женщины: семья, дети, муж. Это вступает в некоторое противоречие с тем, что официально декларируется, так как государственная политика в стране направлена на достижение именно гендерного равенства.

Однако если мы обратимся к Национальному плану действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на2011–2015 годы [1], то увидим, что и в нем государство продолжает ратовать за традиционные ценности, выступая запродолжение работы как по повышению статуса женщин в обществе, так и по защите материнства и поддержке семьи.Таким образом, женщина должна совмещать профессиональную и семейную нагрузку. Другими словами, гендерная политики в Беларуси, сохраняя за женщиной ответственность за семью и воспроизводство, наделяет ее еще и ответственностью за профессиональную сферу. Мужчине же рекомендовано лишь помогать женщине в бытовой сфере – «помогать», но не разделять ответственность на равных (!); его собственный выбор в этом вопросе обсуждению не подлежит.

Женщина, духовность и религия

Еще одной особенностью этих двух конференций было повышенное внимание к вопросам нравственности, морали и религии. Так, Надежда Ермакова, председатель Беларусского союза женщин и Национального банка РБ, сделала странное заявление от лица беларусок: «Мы, женщины Беларуси, не подошли к тому, чтобы на принципах нравственности и духовности основывать наши законы. Не только женщины, но и мужчины. В этом плане нам есть чему поучится у Ирана. Мы, женщины Беларуси, парламентарии, учтем опыт Ирана в своей законодательной работе».

Интересно, какой опыт хочет учесть Ермакова? Неужели законы в государстве должны строиться на Коране или другой религиозной доктрине? Возможно, председатель Национального банка хочет вернуть те времена, когда государство и религия функционировали в очень тесном сотрудничестве? Из светского государства мы превратимся в религиозное?

Подобные высказывания со стороны человека, облеченного властью, свидетельствуют о ее полном непонимании сути гендерного равенства и, к сожалению, являются типичными для всего государственного эшелона.

Из выступления Антонины Моровой , доктора наук, председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке и социальному развитию:

«21 век – это век возрождения духовности, а духовность присуща женщине. Философы говорят, что обучая мужчину, ты обучаешь индивида. Обучая женщину, ты обучаешь семью и обучаешь нацию».

Напомним, что важным препятствием в выстраивании профессиональной карьеры женщин являются стереотипы о «мужских» и «женских» характеристиках и типах поведения. Многие женщины сами воспроизводят этот стереотип и об этом говорят.

В отношении необходимости перенимать опыт ислама отметим лишь одно. Докладчики говорили о высокой роли женщины как жены и матери в мусульманских странах, но речь шла о замужних женщинах и их «привилегиях». А что же делать с теми, кто к этой категории не относится? Каким образом могут быть защищены в мусульманских странах права незамужних женщин, женщин с нетрадиционной ориентацией, женщин, не желающих иметь детей? Эти темы в рамках конференций не озвучивались. Можно предположить, что они не будут приняты к рассмотрение и беларусскими «экспертами» от государства.

Апеллирование же в рамках конференции к Корану вступает в противоречие с тем, что Беларусь является светским государством и религия в нем отделена от государства.

Те установки, которые транслировали представители Ирана, опираясь на Коран, не могут быть соотнесены с ценностями, которые лежат в основе современных европейских демократий.

В заключение хочется отметить, что подобные конференции становятся хорошим отражением тех противоречий, которые наблюдаются в официальной политике государства. С одной стороны, принимается национальный план по достижению гендерного равенства. С другой же, проводятся научные конференции, на которых актуализируется важность перенимания опыта стран, строящих свое законодательство на ценностях Корана. В основе этой ситуации лежит подмена понятий и преобладание формальности в реализации гендерной политики в стране. Принятие плана не отражается на реальных установках и практиках государства, которое больше тяготеет к традиционным ценностям, включающим и религиозный контекст.

Примечания

[1] Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011–2015 годы / Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2011 № 1101.

Авторы: Татьяна Щурко, Ольга Бурко
http://n-europe.eu/article/2012/02/17/nauka_koran_i_zhenshchina

Немає коментарів:

Дописати коментар